Беседа с родителями учащихся 3-4 классов на тему
"Безопасное использование сети Интернет"
Ни для кого не секрет, что наши дети сейчас стремительно развиваются в связи с появлением новых технологий. И у всех вызывает умиление, когда годовалый или двухгодовалый малыш уверенно нажимает кнопки на пульте управления телевизора или звонит по мобильному телефону. Или иногда я слышу, как мама или папы с гордостью говорят: «А мой сын (или дочь) вчера зарегистрировал меня в «Одноклассниках». А ему всего 8 лет!». Маленькие дети, безусловно, не задумываются о том, что они делают. А вот дети постарше, которые уже научились читать и долго находятся у компьютера, а тем более - в сети Интернет, вызывают серьезные опасения.
Многие из вас, конечно считают себя продвинутыми пользователями и уверены в том, что с вашими детьми ничего плохого в сети произойти не может, но это не так. Вы должны понимать, что выскакивающие сами по себе рекламные баннеры порно-сайтов, навязчивые торговые слоганы и призывы получить «бесплатно» рецепт для похудения – это опасные ловушки, прежде всего, для ваших неподготовленных пока к социально-агрессивному миру Интернета, детей.
Что же Вы можете сделать для повышения безопасности пребывания своих детей в сети Интернет? Так как ваши дети помимо дома общаются с компьютером также и на школьных уроках, то действия родителей должны быть скоординированы с рекомендациями учителей.
Если я спрошу Вас: вы, родители, на данный момент знаете, какими сайтами пользуются ваши дети? Нет? Очень печально. Именно с этого надо начинать работу с безопасным интернетом.
В интернете пользователя-подростка могут обидеть, запугать или даже оскорбить. Лучшей защитой является руководство собственным здравым смыслом. Наиболее важной задачей является предупреждение детей об опасностях Интернета, неоднократное напоминание о том, чтобы они вели себя осторожно. Кроме того, необходимо обсуждать с детьми все вопросы, которые могут у них возникнуть при использовании Интернета. Не только учитель, но и вы, родители не должны дистанцироваться от вопросов детей, а наоборот - надо стараться максимально завоевать их доверие, постоянно интересуясь их времяпрепровождением в сети. Тогда вы будете в курсе той информации, которой владеют ваши дети.
Даже если ребенок не сталкивался с оскорблениями в Интернете, рекомендуется объяснить ему следующее:
Не распространяй контактную или личную информацию, например, фотографии, без тщательного обдумывания возможных последствий. Сетевая дружба может закончиться, а личная информация может быть скопирована и использована злоумышленникам.
В интернете, как и в жизни каждый человек имеет право на уважительное отношение.
Лучше человеческие отношения переносить в сетевое общение, а не наоборот.
Родители — твои друзья, которые больше всех заинтересованы в физическом и эмоциональном здоровье ребенка.
Хотелось бы привести вам основные возрастные рекомендации по безопасному пользованию Интернетом:
Дети до 7 лет
Во время первого знакомства с Интернетом закладывается фундамент для его последующего использования и формирования хороших манер у детей. Детям дошкольного возраста нравится установленный порядок, и это является идеальным способом развития у детей навыков безопасного использования Интернета.
Дети до 7 лет могут не полностью понимать информацию, доступную в Интернете, и, например, не отличать рекламу от действительного содержимого.
В этом возрасте родителям необходимо помогать детям в поиске подходящего материала. Дети часто не видят разницы между использованием интернета и играми или рисованием на компьютере.
На этом этапе вы можете установить первые внутренние правила использования компьютера и интернета.
Время, проводимое за компьютером, необходимо ограничить по причинам, связанным со здоровьем.
Поместите компьютер, например, в гостиной. При использовании интернета дошкольниками рекомендуется присутствие взрослого.
Доступ к интернету для дошкольников необходимо ограничить до списка знакомых веб-сайтов, выбранных заранее. Более подготовленные дети могут найти знакомые сайты в меню «Избранное» обозревателя Интернета.
Самым безопасным решением является создание для ребенка персональной рабочей среды, в которой выбор сайтов ограничивается только указанными сайтами.
Дети 7–9 лет
Юные школьники имеют дело с Интернетом не только у себя дома, но и в школе, и у друзей. Родители вместе с детьми должны обсудить, как использовать Интернет надлежащим образом и согласовать правила, которым необходимо следовать. Дети 7–9 лет уже могут иметь относительно хорошее представление о том, что они видят. Тем не менее, они не готовы к обращению со всем материалом, доступным в Интернете, особенно с эмоционально вызывающим или неуместным материалом (изображения, текст или звук).
Разговор об этих материалах и объяснение различных вещей, с которыми дети могут столкнуться в Интернете, поможет детям более осмысленно и безопасно работать в Интернете. Родители могут поделиться собственными мнениями и взглядами на использование Интернета, чтобы помочь своим детям.
В этом возрасте ограничения, защита и использование Интернета под присмотром по-прежнему являются первостепенными. Родителям и детям рекомендуется согласовать правила использования Интернета и пересматривать их по мере взросления детей.
Использование Интернета дома по-прежнему разрешено только в присутствии родителей. Это обеспечивает получение помощи в любой проблемной ситуации.
Сделайте естественным использование интернета путем установки компьютера в комнате, которой пользуется вся семья.
Ребенок еще не может определить надежность веб-сайта самостоятельно, поэтому родители должны контролировать публикацию личной информации в интернете. Для предотвращения доступа к неуместным сайтам можно также применять программы фильтрации, но важно, чтобы родители по-прежнему активно участвовали в использовании интернета ребенком.
Дети 10–12 лет
Школьники, как правило, умеют пользоваться интернетом. Родители могут поддержать ребенка, выяснив, какие сайты могут помочь с домашним заданием, содержат информацию о хобби или других увлечениях ребенка. Интернет может также использоваться для решения вопросов, касающихся всей семьи. Это дает возможность родителям и детям обсудить надежность разных сайтов, а также источники поиска полезной и качественной информации.
Ребенку необходим родительский присмотр и контроль, а также знание правил безопасной работы в Сети. Тем не менее, ребенок может узнать, как избавиться от присмотра и обойти правила, если он будет считать их слишком ограничивающими его свободу или несоответствующими его потребностям.
Родителям и детям необходимо прийти к соглашению относительно разрешенных и запрещенных действий в Интернете, а также его использования. В соглашении должны быть учтены все потребности и мнения. Объясните родителям, что необходимо «по-взрослому» договориться с детьми, какую личную информацию можно разглашать и в каких случаях, а также поговорить об опасности размещения личной информации. Если ребенок уже заинтересовался общением на форумах или в социальных сетях, родителям следует обсудить с детьми безопасность и комфортность общения и продолжать проявлять внимание, соответствующее возрасту, и контролировать их.
Многие дети любопытны и любознательны, поэтому родителям необходимо акцентировать внимание на необходимости осторожного и корректного использования информации, взятой в Интернете.
Ещё одной немаловажной проблемой, связанной с развитием ИКТ, стала так называемая «интернет-зависимость» (синонимы: интернет-аддикция, виртуальная аддикция) и зависимость от компьютерных игр («геймерство»).
Первыми с ними столкнулись врачи-психотерапевты. Сейчас же это явление стало массовым социальным феноменом во всём мире.
Психологическую в своей основе интернет-зависимость сравнивают с наркоманией – физиологической зависимостью от наркотических веществ, где также присутствует психический компонент. Интернет-зависимость определяется, как навязчивое желание подключиться к Интернету, и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета.
Интернет-зависимость – психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету, и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Интернет-зависимость является широко обсуждаемым вопросом, но её статус пока находится на неофициальном уровне: расстройство не включено в официальную классификацию заболеваний DSMIV.
Информация для человека имеет огромное значение. Компьютер и Интернет являются мощным инструментом обработки и обмена информацией, кроме того, благодаря компьютеру стали доступными различные виды информации. Это и считается первопричиной компьютерной или интернет зависимости, так как в определённом смысле, они страдают нарушением процессов обмена информацией.
Проблема интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Резкий отказ от Интернета вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Психиатры усматривают схожесть такой зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми. Официально медицина пока не признала интернет-зависимость психическим расстройством, и многие эксперты в области психиатрии вообще сомневаются в существовании интернет-зависимости или отрицают вред от этого явления.
Зависимость (наркотическая) в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. Также зависимость (аддикция) в психологии определяется как навязчивая потребность, ощущаемая человеком, подвигающая к определённой деятельности. Этот термин употребляется не только для определения наркомании, но и применяется к другим областям, типа проблемы азартных игр, обжорства или гиперрелигиозности. Очевидно, его можно употреблять и при рассмотрении интернет-зависимости. Здесь характер зависимости иной, чем при употреблении наркотиков или алкоголя, то есть физиологический компонент полностью отсутствует. А вот психологический проявляется очень ярко. Таким образом, можно определить интернет-зависимость как нехимическую зависимость – навязчивую потребность в использовании Интернета, сопровождающуюся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами.
А теперь мне хотелось бы предложить вам заполнить таблицу теста для определения наличия интернет-зависимости у вашего ребёнка. Если результат теста покажет наличие таковой зависимости, то необходимо срочное обращение к специалисту-психологу.
Хотя, на мой взгляд, самый простой и доступный способ избавления от такого рода зависимости – это социальная переориентация на жизнеутверждающие ценности и не компьютерные интересы. Любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие, как рисование, как правило, выводят человека из зависимости.
Тест для родителей на наличие игровой интернет-зависимости их ребёнка
Поставьте в соответствующую графу один балл за каждый вопрос, на который вы ответили положительно.
Вопросы Балл
- Много ли времени ребенок проводит за компьютером, игровой
панелью, планшетом, карманным персональным
компьютером, смартфоном, играя в компьютерные игры?
- Легко ли он прекращает игру по вашему требованию?
- Часто ли бывают ситуации, когда ребенок прячется от вас и
играет в компьютерные игры?
- Часто ли он рассказывает вам о персонажах из компьютерных
игр и игровых ситуациях?
- Часто ли ребенок с друзьями обсуждают игровые ситуации?
- Изменился ли резко его внешний вид, одежда?
- Появились ли у него странные и нетипичные предметы: меч,
плащ, необычные аксессуары, обувь?
- Просит ли он у вас обновить компьютер? Сделать его мощнее,
быстрее?
- Просит ли ребенок деньги на игры или на непонятные вам
цели?
- Изменились ли резко его привычки?
Если сумма баллов дает больше 5, то вам надо обратить внимание на возможную игровую зависимость вашего ребенка.