Программа
летнего лагеря «Солнышко»
|
1. Содержание
2. Пояснительная записка
3. Цель программы
4. Задачи программы
5. Принципы
6. Основные формы реализации программы
7. Кадровое обеспечение
8. Ожидаемые результаты
9. Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко» с социумом
10. Режим дня
11. Мероприятия
12. Приложения
Пояснительная записка
Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в летнем оздоровительный лагере дневного пребывания «Солнышко», который функционирует на базе КГУ «Средняя школа №6».
В нем отдыхают учащиеся 1-6 классов.
Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой, - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.
Цель программы
- Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи программы
- Проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;
- Развитие творческих способностей;
- Воспитание культуры поведения;
- Формирование у ребят навыков общения и толерантности;
- Привитие навыков здорового образа жизни.
Принципы
Программа летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ЛОЛ «Солнышко» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Основные формы реализации программы
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей и подростков «Солнышко» - это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.
В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы.
Организационно-педагогическая деятельность
- комплектование штата лагеря кадрами;
- участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей;
- совещание при директоре по организации летнего отдыха учащихся;
- проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей;
- проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом».
Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- ежедневный осмотр детей медицинским работником;
- утренняя гимнастика («Бодрячок»);
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
- организация пешеходных экскурсий;
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий:
- спортивные эстафеты;
- работа спортивной площадки.
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Над сплочением временного детского коллектива работают воспитатели. Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми они проводят:
- Огонёк «Расскажи мне о себе»;
- коммуникативные игры на знакомство «Тутти-фрутти», «Снежный ком», «Назовись»;
- игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас»;
- игры на сплочение коллектива «Зоопарк – 1», «Заколдованный замок», «Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!», «Хвост дракона», «Зоопарк-2»
- общелагерное мероприятие «Гостеваниие».
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
- Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».
- Беседы, проведённые медицинским работником: «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие в страну витаминию», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Как беречь глаза?».
- Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре».
- Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в городской квартире», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи».
Работа по развитию творческих способностей детей
Ярмарка идей и предложений;
Конкурсы рисунков на асфальте «Мирного неба тебе, Казахстан!»; «Волшебные мелки»; и т.д.
Коллективно-творческие дела: «Веселыми тропинками лета «Здравствуй, лето!», «Экомарафон», игровая программа «Гостевание» и т.д.
Итоговая выставка поделок, рисунков.
Работа по патриотическому развитию детей
- Экскурсии в музей Первого Президента, Зимний сад.
- Деловая игра «Гордые символы Казахстана»;
- Экомарафон «Природа моего края»;
- Беседа «Поговорим о матушке-природе»;
- Конкурс рисунков – «Мое село»;
Работа по привитию навыков самоуправления
- Выявление лидеров, генераторов идей;
- Распределение обязанностей в отряде;
- Закрепление ответственных по различным видам поручений;
- Дежурство по столовой, игровым комнатам;
Кадровое обеспечение
- начальник оздоровительного лагеря;
- педагоги – воспитатели;
- медицинский работник;
- обслуживающий персонал;
- инструктор по спорту.
Ожидаемые результаты выполнения программы деятельности лагеря:
- общее оздоровление детей.
- укрепление здоровья детей через
соблюдение режима питания;
витаминизацию организма;
закаливание организма;
организацию игр и проведение мероприятий на свежем воздухе
- пополнение жизни детей интересными социокультурными событиями;
- укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
-развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;
-привитие навыков самообслуживания;
-развитие чувства патриотизма;
-воспитание уважение к родной природе.