Трёхуровневые курсы
Основная задача настоящей Программы – помочь учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику. По этой причине современные подходы к преподаванию и обучению рассматриваются во взаимосвязи с действующей практикой учителя и профессиональным контекстом. В ходе Программы рассматривается множество разных аспектов педагогики. Основным принципом данной Программы является согласование практической деятельности с достоверными результатами научных исследований.
Следовательно, ожидается, что учителя будут знакомиться с научными (исследовательскими) материалами, касающимися соответствующих аспектов педагогики. Данная работа необходима учителям для обеспечения теоретической основы, на которую они могут полагаться при рассмотрении (выборе, изучении, знакомстве и т.д.) стратегий и подходов к преподаванию и обучению, включенных в Программу. Основным материалом для чтения являются «Инструкция для выполнения предкурсового задания» и «Руководство для учителя». Базовый материал в «Руководстве для учителя» дифференцирован на семь модулей, которые рассматриваются на соответствующих занятиях. Однако идеи, приведенные в данных модулях, взаимосвязаны, равно как и отдельные стратегии и подходы, применяемые на занятиях.
Модули:
- Новые подходы в преподавании и обучении.
- Обучение критическому мышлению.
- Оценивание для обучения и оценивание обучения.
- Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании.
- Обучение талантливых и одаренных детей.
- Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
- Управление и лидерство в обучении.
Главная задача программы – «помочь учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику», я бы построила анализ на сравнение результатов практики с научными исследованиями, изложенными в программе курса. Каждый из семи модулей создавал при теоретическом его изучении свои вопросы и требовал апробации для дальнейшего его изменения или адаптации под класс, ребенка, предмет и многих других факторов, влияющих на основной результат. Предложенный план «теория - практика» был мне привычен, однако для меня часть курсов, где анализу уделялось большое внимание, был не понятен, так как я не затрачивала ранее много времени на эту часть педагогической практики. По завершению основной части рефлективных отчетов я пришла к выводу, что это анализ проводится не для оценки моих педагогических умений, а для дальнейшего улучшения.
Поэтому, анализируя результат обучения в целом, я рассмотрю все семь модулей с различных сторон:
- ключевая идея;
- цель деятельности;
- результат в период практики;
- план действий;
- изменения, которые произошли;
- выводы.
Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении»
Понимание обучения с социоконструктивистской точки зрения (Vygotsky, 1978, Wood, 1998) лежит в основе «Новых подходов в преподавании и обучении», изложенных в настоящей Программе. Дети являются активными обучающимися, которые строят свое собственное понимание, исходя из личных исследований и социального взаимодействия. Педагогические подходы, известные как «преподавание и обучение на основе диалога» (Mercer, 1995, Alexander, 2008) и метасознание, или «Обучение тому, как учиться» (Flavell, 1976, Vygotsky, 1978), служат в качестве важных современных интерпретаций социоконструктивистских идей. Несмотря на то что идеи, рассматриваемые во всех семи модулях, также можно считать новыми подходами в преподавании и обучении, лишь «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как обучаться» мы рассматриваем в рамках именно новых подходов, поскольку они находятся в тесной взаимосвязи с социоконструктивистской точкой зрения. Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление. «Обучение тому, как учиться», или метасознание, направлено на оказание помощи учащимся в понимании и принятии ответственности за собственное обучение таким образом, чтобы в дальнейшем продолжить обучение самостоятельно. Обучение критическому мышлению
Критическое мышление рассматривается на протяжении всей Программы двояко: развитие критического мышления у учеников и развитие критического мышления у преподавателей. Два этих процесса взаимосвязаны, и Программа направлена на развитие обоих процессов. Критическое мышление по отношению к учащимся понимается как способность синтезировать информацию и идеи, способности к суждению о достоверности и относительной важности информации и идей, умение делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других. Критическое мышление преподавателей включает в себя способность критически оценивать собственную практику работы, попытки применения и оценки новых подходов. Оценивание для обучения и оценивание обучения
Понимание эффективной оценки обучения и эффективной оценки для обучения тесно связано со всеми новыми подходами в преподавании и обучении. Если дети предположительно являются активными учащимися, конструирующими собственное понимание, следовательно, как для учителя, так и для учеников необходимо знать сущность этого понимания для того, чтобы предпринять последующие шаги в обучении и поддержать их. Последние исследовательские работы дали им пульс значительному развитию в нашем понимании процесса формативной оценки и возможности ее использования для поддержания преподавания и обучения. Данная Программа рассматривает идеи, разработанные в этих трудах, а также стратегии преподавания и обучения, в основу которых заложены данные идеи.
Для учителей и детей важно знать, чего они пытаются достичь, что требует понимания критериев достижения. В этой связи Программа рассматривает также и подходы к критериальному оцениванию. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании
По завершении Программы учителя будут компетентны в цифровых технологиях и эффективном использовании ИКТ в преподавании. Таким образом, они станут уверенными и критичными пользователями информационных технологий для работы, отдыха и общения. В основе таких навыков лежит знание об информационно-коммуникационных технологиях, использование их дляизвлечения, оценки, хранения, воспроизводства, представления и обмена информацией, а также ее передача для участия в совместной работе в сети Интернет.
Обучение талантливых и одаренных детей
Для развития Казахстана очень важно обнаружить таланты и способности учащихся и развить их в ходе образования. В настоящее время проводится ряд региональных, национальных и международных конкурсов и программ, которые выявляют и поощряют высокие достижения в системе образования. Однако существует мнение, что такие конкурсные структуры не являются единственным способом развития талантов и способностей, реализации потенциала всех детей. Более инклюзивный подход будет использован для развития обучения талантливых и одаренных детей в рамках настоящей Программы.
Исследования и размышления по выявлению талантливых и одаренных учеников лежат в основе инклюзивного подхода к развитию преподавания для таких детей. Эта тема включает в себя идеи в отношении понимания потребностей учеников, идеи по расширению учебных программ, которые содействуют обогащенному обучению всех детей и выбору дифференцированной стратегии преподавания и обучения, способствующей удовлетворению данных потребностей всех учащихся. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников
Данный модуль тесно связан с предыдущей темой обучения талантливых и одаренных детей, поскольку оба модуля касаются дифференцированного обучения, направленного на удовлетворение потребностей учащихся. Однако данный модуль касается вопросов тех этапов развития детей, которые определяют степень доступности обучения и взаимосвязан с модулем «Новые подходы в преподавании и обучении». Например, уровни метасознания, которые наблюдаются у детей разных возрастов, стратегии для поощрения конструктивистского диалога, адекватные возрасту детей, соответствуют детям разных возрастов. Аналогично существует связь и с другими модулями, к примеру – «Оценивание для обучения и оценивание обучения», при изучении ответственности за самооценку в разном возрасте. Будет также рассмотрена реализация стратегий эффективного обучения и преподавания в разновозрастных классах, поскольку данная проблема иногда встречается в отдельных сельских регионах Казахстана. Управление и лидерство в обучении
Данный модуль основывается на том убеждении, что устойчивое развитие и изменения в любой системе образования не могут быть привнесены извне, они должны исходить из изменений в понимании и практике учителей в реальных классах. Основная идея Программы состоит в том, что изменения будут инициированы учителями на всех уровнях в результате критической оценки, изменения и переоценки практики и политики. Лидерство рассматривается как изменения, вводимые учителем на протяжении всей Программы. В этой связи лидерство учителя в Программе определено отдельным модулем, с целью содействия фокусированию на нем внимания на разных уровнях. Подход к лидерству, адаптированный в данном модуле, особенно на Уровне 3, основан на принципе «Работы по развитию лидерства учителя» (проект Кембриджского университета), в контексте которого учителя изменяются в ходе размышлений о своей практике в аспекте идей, рассматриваемых в Программе. Они выявляют, исследуют, оценивают и развивают отдельные моменты собственной практики в соответствии с названными идеями. Данный модуль зависит от способности учителей критически мыслить и в этой связи тесно связан с модулем «Обучение критическому мышлению».
Проанализировав свое обучение по программе, и возвращаясь к основной задаче программы - «помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику», я делаю вывод, что пройденные модули актуальны и соответствуют как моим потребностям, как педагога, так и учеников, которые понимают приоритет важности способов работы с информацией над ее содержанием. Так как быстро развивающиеся технологии способствуют постоянному обновлению знаний, то ученики сами видят необходимость учиться всю жизнь, а для этого им необходимо в огромном потоке информации выбирать для себя нужное, анализировать и делать верные выводы. Причем эти методы должны работать не только в школе, но и в будущей профессии, в социуме, и помочь им быть независимыми, самомотивированными, уверенными, свободно общающимися на русском, казахском и английском языках и использующие передовые цифровые технологии.
Выделяя из данного анализа, нужно планировать:
- строить урок таким образом, чтобы ученик активно принимал участие во всем, начиная от планирования цели и заканчивая анализом результатами обучения;
- при планировании продумывать различные варианты результатов деятельности детей;
- повышать внутреннюю мотивацию учеников, используя современные технологии;
- использовать формативное оценивание, направленное на обучение;
- расширить критерии для выявления одаренности и развивать не только по своим предметам.
Конечно, для того, чтобы изменения вступили в силу, исходя из вышесказанного, должны работать три мощных механизма: методическая поддержка; административная поддержка и целенаправленная организация изменений в педагогической деятельности; организация принципиально другого способа подготовки учителей.
Использованная литература;
Alexander, R.J. (2008) Towards Dialogic Teaching. Rethinking classroom talk [На пути к диалоговому обучению: новый подход к обсуждению в классе]. 4th edition, York, Dialogos. Flavell, J.H. (1976) Metacognitive aspects of problem solving [Метакогнитивныеаспектырешенияпроблем], in Resnick, L.B. (Ed) The Nature of Intelligence (Hillsdale, NJ, Erlbaum). Mercer, N. (1995) The guided construction of knowledge: talk amongst teachers and learners [Получениезнанийподруководством: беседымеждуучителямииучениками]. Clevedon: Multilingual Matters. Vygotsky, L.S. (1978) Mind in Society [Разумвобществе], (Cambridge, MA, Harvard University Press). Wood, D. (1998) How Children Think and Learn [Какдетидумаютиучатся]. 2nd edition. Oxford: Blackwell Publishers Ltd.__
Alexander, R.J. (2008) Towards Dialogic Teaching. Rethinking classroom talk [На пути к диалоговому обучению: новый подход к обсуждению в классе]. 4th edition, York, Dialogos. Flavell, J.H. (1976) Metacognitive aspects of problem solving [Метакогнитивныеаспектырешенияпроблем], in Resnick, L.B. (Ed) The Nature of Intelligence (Hillsdale, NJ, Erlbaum). Mercer, N. (1995) The guided construction of knowledge: talk amongst teachers and learners [Получениезнанийподруководством: беседымеждуучителямииучениками]. Clevedon: Multilingual Matters. Vygotsky, L.S. (1978) Mind in Society [Разумвобществе], (Cambridge, MA, Harvard University Press). Wood, D. (1998) How Children Think and Learn [Какдетидумаютиучатся]. 2nd edition. Oxford: Blackwell Publishers Ltd.__