Тема урока " Важнейшие классы неорганических соединений"
8 класс
Тип урока:
обобщительно-повторительный
Цели урока:
1.Повторение и систематизация знаний о классификации
неорганических веществ и их свойствах
2.Развитие навыков составления генетических рядов элементов,
написания соответствующих реакций.
3.Совершенствование техники проведения химического эксперимента.
Методы
обучения:
фронтальная работа;
самостоятельная работа;
практическая работа;
работа с учебником.
Оборудование:
карточки для фронтальной проверки,
наборы реактивов для задания "Загадки лаборанта" - штатив
с пробирками, растворы соляной кислоты
и гидроксида
натрия, растворы индикаторов(3 набора);
"ромашка"
наборы реактивов, для решения экспериментальных задач.
Блок-схемы.
Конверты с наборами карточек (для составления генетического ряда)
Магнитофон, аудиозапись для динамической паузы.
Ход урока.
1. Организационный момент - целеполагание, эмоциональный настрой.
2. Повторение теоритического материала:
Учитель проводит фронтальный опрос класса (ребятам необходимо прочитать формулу вещества, определить к какому классу неорганических веществ оно относится и назвать его).
Карточки для фронтальной проверки:
MgCl2
HNO3
Na2CO3
CaO
H3PO4
KOH
SO3
KNaSO4
Cu(OH)2
Ca(H2PO4)2
Одновременно у доски работает 4 ученика: задание - проанализировать блок-схему
и составить рассказ о химических свойствах данного класса веществ.
Трое учащихся работают по карточкам "Загадки лаборанта" Цель: повторение действия индикаторов на растворы кислот и оснований.
Ребятам необходимо отгадать загадку и при помощи подготовленных наборов реактивов доказать ответ.
Ответы (1-фенолфталеин, 2 -лакмус,3- метиловый оранжевый)
Задание "Ромашка". С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать соляная кислота?
Цель: повторить химические свойства кислот.
На доске прикреплена ромашка, на лепестках которой, написаны формулы веществ (лепестки прикреплены надписью к доске).
Ученик, срывает лепесток, анализирует вещество, формула которого на нём записана и делает вывод, будет ли с этим веществом
взаимодействовать соляная кислота. Если да, то записывается уравнение реакции, если нет, то объясняет почему.
3.Динамическая пауза.
4.Самостоятельная работа учащихся (парная). Составление генетического ряда металла и неметалла.
Ребята получают конверты с набором карточек, на которых написаны формулы веществ.
Им необходимо составить генетический ряд
и записать в тетради уравнения химических реакций, соответствующих
данному ряду.
Набор № 1___________________________________________________
Набор № 2___________________________________________________
Набор № 3___________________________________________________
Набор № 4___________________________________________________
Набор № 5___________________________________________________
Набор № 6 __________________________________________________
По мере выполнения задания один из учащихся выходит к доске и записывает составленный генетический ряд.
Во время работы учитель контролирует выполнение задания, при необходимости производится коррекция.
Целесообразно записать на доске уравнения химических реакций для одного генетического ряда металла и неметалла
5. Работа с учебником Выполняется упражнение 6 на стр.100 (запишите уравнения реакций, соответствующих схеме)
а)
(совместно у доски)
Далее самостоятельная работа: 1 вариант - д)
2 вариант - к)
Проводится взаимоконтроль .
6. Решение экспериментальных задач. Одновременно трое учащихся самостоятельно решают экспериментальные задачи(во время работы класса над предыдущим заданием).
Экспериментальная задача №1
В двух пробирках находятся магний и медь. Добавьте в обе пробирки раствор соляной кислоты. Что наблюдаете?
Запишите уравнения реакций. Почему металлы по разному реагируют с кислотой?
Экспериментальная задача №2
Даны три пронумерованные пробирки с растворами соляной кислоты, гидроксида натрия и дистиллированной водой.
Определите, в какой пробирке какое вещество находится.
Экспериментальная задача №3.Сущность реакции нейтрализации
В пробирку налейте 1-2 мл. гидроксида натрия и добавьте несколько капель фенолфталеина.
Что наблюдаете?
Затем осторожно добавляйте раствор серной кислоты. Что происходит?
Запишите уравнение реакции. Какая реакция называется реакцией нейтрализации?
Примечание : решение задачи №2 можно поручить слабому ученику.
После выполнения заданий, выполняющий их ученик объясняет решение задач,
класс обсуждает ответы, при необходимости производится коррекция учениками или учителем.
7. Обсуждение домашнего задания.
Подготовиться к выполнению практической работы № 6